Пример

panarin.com

Аналитический сайт ведущего российского политолога

Тютчев – поэт и дипломат, борец с русофобией

Раздел: История Дата публикации: 2-11-2015, 21:07

Умом Россию не понять,


Аршином общим не измерить.


У ней особенная стать:


В Россию можно только верить.



Каков же смысл знаменитого «умом Россию не понять”?  Прежде всего тот, что „ум не есть высшая в нас способность” (Н.В. Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном  русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как „обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.


Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.


Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ  духа и крови, Федор Тютчев родился в 1803 году в усадьбе Овстуг Орловской  губернии в стародворянской  семье. Учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более  20 лет в общей сложности  провел он в Германии и Италии, где  успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений  поэта была опубликована в пушкинском „Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.


В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что „единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…“ Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.


Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.


Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.


Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: „Россия и Германия“ (1844), „Россия и революция“ (1848-49 гг.), „Папство и римский вопрос“ (1850), „О цензуре в России“ (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49 гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».


Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».


Русофобия — болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.


Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать «клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на „русскую ласку” способна „клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует „другой формулы”, чем история христианского Запада.


Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.


Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41 гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965 гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.


Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке.


У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата „Россия и Запад“, оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада „в своих исторических воззрениях“ упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.


В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.


Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. „Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада“, но сразу же оговаривал: "но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией“. Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.


Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу“. История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.


Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени  и пространстве великой христианской святыни –  вселенской монархии.  «Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия  Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: «Россия гораздо более  православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве –, но они ещё не ведали о великой  северной стране будущего.


Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это «Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого «белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе  уже  реализовала многое из того, о чем думал  и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:





Москва, и град Петров, и Константинов град –


Вот царства русского заветные столицы…


Но где предел ему? И где его границы –


На север, на восток, на юг и на закат?


Грядущим временам судьбы их обличат…


Семь внутренних морей и семь великих рек…


От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,


От Волги по Ефрат, от  Ганга до Дуная…


Вот царство Русское… и не прейдет вовек,


Как то предвидел Дух и Даниил предрек.



Горбачев – Антигерой России

Г.Киссинджер удивительно точно и предельно негативно оценил деятельность М.Горбачева. Автор согласен с данной оценкой. Вина за гибель и страдания миллионов людей лежит на этом безвольном, самовлюбленном и некомпетентном человеке....

Старая Ладога - первая столица Руси

В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, — датируя это событие 862 годом. Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879. РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца - князя...

Расширение Руси

Согласно известному историко-географическому расчету, земли Московского царства и Российской империи со времени Ивана Грозного до конца 19 века, т.е. на протяжении трех столетий, непрерывно росли со средней скоростью 1 кв. км в...

Дипломатия и имидж России

Имидж (англ. image от лат. imago - образ, вид) - это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться...

Доклад 4 мая 2005 года на Российско-Американском Форуме в Конгрессе США

Высшим этапом российско-американских взаимоотношений было их боевое сотрудничество в годы Второй мировой войны. Во главе наших великих стран были два великих лидера - Ф.Рузвельт и И.Сталин....

×

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
Author: Avramenko A, © 2004—2015. Официальный сайт И.Н.Панарина www.panarin.com При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.panarin.com обязательна.

Наш новостной проект Box-New.ru/category/

Яндекс.Метрика